От автора.
Обучение чему-либо начинается с обычного повторения, копирования, тех или иных действий. Параллельно ученики впитывают знания о том, с чем они работают. Благодаря этим знаниям их движения становятся наполненными пониманием. Пониманием того, что именно они делают с объектом своего воздействия. Так постепенно ученики приобретают практический опыт и уверенность в своих действиях. И в один удивительный момент, количество знаний и опыта переходит в скачок качества и эффективности. И они начинают придумывать собственные целенаправленные приёмы и движения. Движения, которые именно им удобны, и на их взгляд эффективны, которыми работают именно они. Они не перестают познавать и впитывать новые знания и опыт, создавая из них нечто новое. Так рождается настоящий мастер, всегда остающийся учеником.
О массаже.
Основой любого массажа, да и любой работы с телом человека, является физиология человека и все науки о человеке. От биохимии и правил взаимодействия веществ в организме, работы клеток, тканей, органов, до механики движения, физиологии мозга и высшей нервной деятельности. Знания природы человеческого тела и особенностей его работы необходимо для идентификации проблемы, понимания того, входит ли её решение в наши компетенции, для постановки целей и составления плана их реализации, и наконец, для формирования массажных движений на базе всего вышеперечисленного. Благодаря проверенным информационным ориентирам мы можем увидеть и описать цель нашей работы. Чёткое понимание цели помогает очертить путь к ней и составить план действий. И уже целенаправленное действие приведёт к желаемому результату. Не уставайте изучать новое и задавать себе вопросы. На каких тканях скажется это движение? Какие это ткани? Зачем они здесь нужны? Что происходит в клетках тела, на которые я давлю? Что нужно клеткам, чтобы нормально функционировать? Как именно взаимосвязано всё со всем в нашем организме? Почему человек чувствует боль? Как отличать следствие от причины? Где первопричина текущего состояния? И один из самых главных: где границы моих профессиональных возможностей? Как не навредить? Такой подход позволит качественно выполнять работу и не останавливаться в развитии. Вопросы, которыми мы задаёмся, показывают нам границу наших знаний о себе и мире. Находя ответы мы расширяем эти границы и меняемся. Также призываю вас здраво и критично смотреть на те или иные практики массажа, школы, учителей и всю окружающую информацию, перепроверяя её. Критичность и информационная осведомлённость помогут видеть и понимать суть, а не только внешнюю обёртку в виде движений и прочей декоративной мишуры. Учителя и преподаватели лишь источники информации, люди, собирающие данные, перерабатывающие и проверяющие эти данные на практике, и ретранслирующие результаты своей работы. Но, как и всем людям, учителям должно ошибаться. И великое счастье видеть свои ошибки и учиться у учеников.
Любое действие в окружающем мире базируется на знаниях о том объекте, на который это действие направленно и на понимании желаемого результата этих действий.
А теперь перенесём это на тело человека.
В результате получим фундамент из всех существующих и динамично развивающихся наук о человеке.
Первым делом, на базе этих знаний мы формируем описание текущего состояния тела человека. Чем больше у нас знаний, тем относительно точнее будет и описание (на уровне тела, органов, тканей, клеток, химических процессов и т.д.). Важно понимать, что это описание относительно, ведь мы не можем видеть всех процессов, происходящих в теле человека здесь и сейчас. Даже бесконечно развиваясь, наше знание остаётся ограниченным. А в массаже наше описание базируется лишь на визуальном и пальпаторном исследовании тела и ответах исследуемого на наши вопросы. Эти данные сверяются с нашими знаниями и опытом и строятся предположения. Не зависимо от нашего опыта и знаний, точностью здесь и не пахнет. Это каждый раз предположения, которые либо подтверждаются и рождают новые, либо не подтверждаются и также рождают новые предположения. Помните, закономерности условны и всегда будут иметь свою степень погрешности.
Затем, на базе всё тех же знаний, мы даём детальное описание желаемого, искомого, состояния человека.
Третьим этапом мы описываем принцип и механику перехода организма (тканей, клеток и т. д.) из текущего состояния в искомое (желаемое и полнофункциональное). То есть, описываем физиологические процессы переводящие тело из текущего состояния в искомое. Определяем возможности такого перехода с точки зрения физиологии.
И лишь четвёртым пунктом подбираем доступные нам манипуляции, приёмы, движения, инструменты, которые помогут организму перейти из текущего состояния в желаемое. Наше воздействие должно быть одновременно и физиологично, и целенаправленно, а результат этого воздействия прогнозируем.
Чтобы не сойти с ума от мгновенного погружения в бесконечность этой темы, в данной книге проиллюстрированы некоторые вариации типичных групп движений и объяснена их роль в массаже.
Этот ресурс создан как дополнение к курсу массажа. Но я надеюсь, он сможет удовлетворить любопытство любого человека и станет иллюстрацией одних из базовых принципов массажа для каждого, кому это интересно.